Почему я взяла сына на «Байкальский проект»?

Добавлено:

Почему я взяла сына на «Байкальский проект»? Раньше Митя уже ходил в походы, сплавлялся по рекам на байдарках и катамаранах, поднимался на горные вершины и спускался в пещеры. Но эта поездка была не совсем туристическая, и уж тем более не развлекательная или экскурсионная. На «Байкальском проекте» волонтёры строят мосты через горные реки, строят обзорные площадки, прокладывают туристические тропы в лесах. «Байкальский проект» — это труд.


В марте, когда мы с сыном проходили собеседование по скайпу, Женя спросил меня: «Ты понимаешь, что у него будет такая же нагрузка как у всех? Что он будет идти в горы наравне со всеми? Что он будет что-то делать, работать, выполнять какие-то задания?» Я понимала. И ещё я понимала, что всё это ему по силам. «Он справится. Мы приедем».
Мне было важно, чтобы Митя поехал на «Байкальский проект». Ему 9 лет, и он всё чаще спрашивает меня: «Какое качество самое главное в человеке?», «Чего вообще никогда-никогда нельзя делать?», «Что самое ценное в жизни?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Какой поступок нельзя простить?», «На какого человека можно положиться, и вообще как это — «положиться» на кого-то?» На эти вопросы нельзя ответить словами — в этом случае это будут просто слова. Ответы должны родиться сами — в его голове, в его сердце. Из его ощущений, его переживаний, его опыта. Всё это дал ему «Байкальский проект».
Митя увидел, что любой труд приносит результат, и этот результат — ценен. Вот школа, например, обесценивает любой труд и любой результат. Ты можешь читать учебник, решать задачи, проводить лабораторные опыты, рисовать, лепить, полностью погрузиться в процесс, — но звенит звонок, и ты должен немедленно перестать заниматься тем, чем ты занимался. Всё. Никого не интересует, что ты не закончил, что тебе интересно, что тебе важно получить результат. Урок закончен, и ты должен бросить одно дело, чтобы взяться за новое. Чтобы через сорок пять минут точно также бросить и его.
На «Байкальском проекте» Митя вместе с Денисом колол дрова. Он знал, что если не будет дров, то не будет и костра — а значит, не будет и обеда. Когда мы с девочками стирали рабочие перчатки, он вместе с Тэном приносил нам воду из реки. Он знал: не будет воды — не будет чистых перчаток. После еды он собирал посуду и часто мыл её вместе с Хиеу. Всё это было не сложным. Но всё это было значимым и ценным. Сын видел это.
Митя увидел, что вместе можно сделать гораздо больше, чем в одиночку.
Митя увидел, что взрослые люди работают не потому что их заставляют, ставят за работу оценки или платят деньги. Взрослые люди работают, потому что видят своё дело нужным, полезным и важным, потому что им это интересно, потому что это приносит им радость. Потому что считают себя ответственными за результат. А ещё потому что к выбранному делу своей жизни, к своему призванию, подходят с тем самым «отношением хозяина» — чутким, внимательным и компетентным.
Митя увидел, что взрослые люди учатся (да, да, кроме строительства тропы за две недели мы ещё успели пройти образовательную программу — семинар по добровольчеству, лекции по ценностному ориентированию, мастер-класс по развитию силы воли). Учатся тоже не ради оценок и не ради перевода в следующий класс. Учатся ради знаний, потому что новые знания открывают новые возможности, а новые возможности дают тебе новое качество жизни. Сегодня ты легко решаешь те задачи, которые не мог решить вчера. И это даёт тебе уверенность в том, что завтра ты легко решишь то, что ещё не даётся тебе сегодня.
Митя увидел, что взрослые люди помогают друг другу. Когда мы пошли в горы, мы распределили продукты по всем рюкзакам. Кто-то взял больше, чем мог нести, и потом, уже в дороге, другие люди перекладывали часть веса в свои рюкзаки. На узких горных тропинках все предупреждали друг друга про ямы или неустойчивые, шатающиеся камни. Иногда впереди я слышала голос сына: «Осторожно, там яма». На крутых подъёмах все подавали друг другу руки. И несколько раз сверху ко мне протянулась его маленькая ладошка.
Митя увидел, что взрослые люди не стесняются своих чувств и уважают чувства друг друга. Взрослые могут уставать. Бояться. Расстраиваться. Говорить о своих слабостях и своих ошибках. Плакать.
Митя увидел, что взрослые люди заботятся друг о друге — берегут друг для друга печенье и конфеты (спасибо, Алина), чтобы в трудную минуту порадовать кого-то и придать ему сил. Смотрят, чтобы каждому хватило горячей еды и чая. Делятся друг с другом тёплыми носками (спасибо, Денис), шапками (спасибо, Руфина и Рита), куртками (спасибо, Женя). На Жениной куртке была надпись, ставшая для нас с сыном настоящим девизом этой нашей первой смены «Байкальского проекта»: True love is great power. Вечером становилось холодно, и Митька бегал по лагерю и спрашивал: «А у кого тру лав? Мне очень нужна тру лав!»
Митя увидел, что взрослые люди берегут природу. В лесу и в горах они не оставляют после себя мусор, они не привязывают ленты к деревьям, они не выкладывают башни из камней. Деревья сохнут от привязанных к ним лент, а на сложенных друг на друга камнях умирают мхи и лишайники.
Митя увидел, что взрослые люди берут на себя ответственность за благоустройство того, что никто кроме них не благоустроит, и сохранение того, что никто кроме них не сохранит.
А ещё Митя увидел, что такое отношение («отношение хозяина») к миру вокруг, к природе, к своему делу, к своей жизни — это естественно. Быть живым, испытывать эмоции, уставать, переживать взлёты и падения — естественно. Быть открытым — естественно. Строить надёжные, честные отношения — естественно.
Всё это — тот мир, который я хотела показать сыну.
Который показал ему «Байкальский проект»
Всё это будет открываться ему постепенно — день за днём. Как и мне.
А пока — первое утро на поляне. И Митя в первый раз идёт босиком по росе.